В поисках древнего острога





300 летние деревянные башни


       Преамбула истории такова:  Есть ныне в Забайкалье на берегу «великой реки» Шилки село Казаново, родина моих предков Казановых, даже родовой пятистенный дом сохранился, это для объяснения моего кровного интереса к тому месту.
     Еще в 19-м веке здесь было два села, - собственно деревня Казанова и село Городищенское, впоследствии они слились в один поселок Казановский Митрофановской станицы. Причем, до слияния или вернее до образования Забайкальского казачьего войска, первенствовало Городищенское, ранее слобода и вообще административный центр, даже Чита, бывшая тогда маленькой, жалкой и грязной деревушкой, подчинялась Городищенской слободе.
     В этой статье, я не собираюсь заниматься в чистом виде краеведческими вопросами, поэтому если кому интересна история села, отсылаю к работам замечательного краеведа Станислава Павловича Пичуева, у него вышло три части книги, посвященной истории села. Книга называется - "Если б не было забыто - может, стало б знаменито".
    Здесь, я хочу провести совсем небольшое исследование, посвященное Городищенскому острогу или точнее вопросу, был или не был таковой острог в истории русского завоевания Восточной Сибири и Дальнего Востока. Обращаю внимание на ключевое слово «завоевание», да именно так, и никак иначе. Все эти рассказы о «добровольном вхождении», «мирном освоении» и т.п., как бы помягче, выразиться, все это досужие сказки.
     Огнем и мечем, и еще, пожалуй, православным крестом, были завоеваны или, как говорили тогда, - «приведены немирных землиц люди под государеву царскую высокую руку».
     Когда  я дописал до этого места, то прервался на некоторое время, и так случилось, что встретился и разговорился с одним своим знакомым бурятом, сам он себя называет северным монголом, корни его из Иркутской области. Так вот, он с воодушевлением и гордостью рассказал мне, что именно его предки дважды сжигали Братский острог.
    И зачем спрашивается отнимать былую славу предков, будь, то  бурят-монголы или русские.  Да, воевали,  и этого не перепишешь, главное не забывать, что это история, а сегодня, это сегодня, а прошлое не повод для раздоров.
    Где война, там и крепости, поэтому русский фронтир двигающийся на восток был, прежде всего, обозначен острогами и острожками.  Только за острожными стенами было спасение для малочисленных отрядов казаков и охочих людей в случае нападения кочевых племен.
     Общепринято считать, что на Шилке русские завоеватели поставили три острога, два из которых были уничтожены тунгусами в пылу «мирного вхождения», а один послужил основой городу Нерчинску.  Под двумя другими острогами, я подразумеваю Усть-Стрелочный и Шилкинский остроги.
    Согласно сохранившихся исторических документов первый в Восточном Забайкалье Шилкинский острог или острожек был построен на правом берегу Шилки, напротив устья Нерчи.
     Однако есть основания сомневаться в этом, то есть, или острог был не напротив устья Нерчи, или был еще один острог, в верховьях Шилки.
     Перенесемся в 1675 год, русский посол Николай Спафарий едет в Китай, при этом описывает свой путь.
    "Стан 24-й. Декабря в 2-й день ехали подле реки Ингоды степными местами и лугами и стояли на острову реки Шилки; а реку Шилку называют для того, что река Ингода впала в реку Онон, а река Онон вытекла из Мунгальской степи, а по ней кочуют Мунгалы, и от того места называют Шилкою, что две реки сошлись вместе и на устье тех рек был острожок Шилской, и для того рекою Шилкою и называют, от реки Ингоды, где стояли, 35 верст» (Книга, а в ней описано путешествие через Сибирь от города Тобольска до самой границы с Китаем.1675).
      И это было написано спустя всего двадцать лет спустя после прихода русских казаков на Шилку. Надо полагать, что Спафарий не сам придумал про острожек.
      Далее слово предоставим ученому Г. Ф. Миллеру, который также побывал на месте, причем  не проездом, а с научными целями.
     «Городищенская слобода, называемая также Верхним Городищем, на правом, или северном, берегу Шилки, в 2 верстах выше устья реки Онон и в 50 верстах от Нерчинска. Имеет церковь Введения богородицы с боковым алтарем, посвященным пророку Илье, и четыре двора жителей. Название «городище», по преданию тамошних жителей, произошло от того, что при основании первого острога и города Нерчинска требовавшийся для этого лес доставлялся отсюда. И хотя именно это обстоятельство выглядит очень правдоподобным из-за того, что в окрестностях Нерчинска не находится достаточно толстого леса для строительства и еще сейчас тамошние жители, когда они хотят строить, лес обычно доставляют от Городища, очень сомнительно, чтобы оно было основанием для упомянутого названия. Потому что городище в очень многих известных в сибирской географии примерах означает не место, где добывался строительный лес для острога или города, а место, где раньше стоял острог или город, который был разрушен или оставлен. Сейчас из нерчинской истории известно, что до основания других маленьких острогов в тех местах русскими казаками, посланными из Енисейска, для их укрытия было построено два маленьких острога — один на устье Нерчи, а другой на неназванном месте, которые после строительства собственно Нерчинского острога были оставлены. Поэтому можно предположить, что второй из этих маленьких острогов стоял на месте нынешней слободы Верхнее городище и она отсюда получила свое название, но это из-за длительности времени угасло в памяти тамошних жителей. Дополнительное название «Верхнее»— для отличия от расположенной в двух верстах ниже относящейся к слободе деревни, которая называется Нижнее городище и состоит из девяти дворов. («Географическое описание и современное состояние Нерчинского уезда Иркутской провинции в Сибири» 1739).
      Теперь обратимся к карте, вернее к картушу «Карты Восточной Сибири с нанесением рудников и месторождений полезных ископаемых 1769—1774 гг.», в котором ее составитель  инженер-поручик Иван Чурнасов изложил следующее: «…что ж касается до реки Анона, коя течение имеет поблизости границы из соседней стороны под Городищенской острог и устьем соединяется с рекою Ингодою, где составляет реку Шилку, которая течет мимо Нерчинска к восточной стороне и, сойдясь с объявленною рекою Аргунью, делает реку Амур».
      И здесь острог на устье реки Онон.
      Ко всему этому следует добавить, что Городищенская слобода не меньше века находилась не на левом берегу Шилки, а на правом и даже  тяготела к правому берегу реки Онон, это видно как по картам, так и по описанием Миллера и С.П. Крашенинникова, которые вполне однозначно указывали, что слобода находится выше устья Онон, а выше устья Онон, может быть только сама река Онон.
      И еще одно немаловажное обстоятельство, согласно отпискам, сотника Бекетова, воеводы Пашкова и непосредственного строителя Шилкинского острога пятидесятника Максима Уразова, острог на Шилке был построен зимой 1653 года, однако из тех же отписок следует, что Максим Уразов и до этого собирал ясак на Шилке и был это 1651/1652 год. Ну, не в поле же жили казаки, впервые придя во враждебные земли.
      Мне, конечно, известно, что острог искали, но там ли его искали. Если не остатки острога, то, как минимум должна найтись слобода с церковью. Летом сам съезжу в те места, может что и найду.


Карты к тексту (фрагменты):

Карта Палласа
  Карта из книги П.С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российского государства в 1768—1773 гг.». 3 ч

карта иркутской губернии 1792
     Карта Иркутской Губернии. 1792 г.


Генеральная карта Российской Империи
     Генеральная карта Российской Империи по новейшим наблюдениям и известиям сочиненная Санкт-Петербург: 1801-1811


Карта Чурнасова
    Карта Восточной Сибири с нанесением рудников и месторождений полезных ископаемых 1769—1774 гг.

   
         В качестве иллюстрации башни Якутского острога (снимок 19 века) построенного в тоже время, что и Шилкинский острог.
   
Усть-Стрелочный острог, по определению должен быть старше забайкальских острогов, так как относится к амурским острогам, ведь, как известно, русская колонизация Приамурья началась ранее колонизации Забайкалья.
Зная Вашу дотошность и способности к аналитической работе, поддерживаю идею поискать острог на Ононе!
Почему-то уже становится нормой, что местонахождения "забытых" острогов находят не специалисты, а любители-краеведы.
Меня тоже пригласили еще один острог (ненайденный и нераскопанный) искать, но, исключительно, как специалиста-геолога (который установит старинную гидрографию и подскажет, где лучше копать).