Albert_Motsar (albert_motsar) wrote,
Albert_Motsar
albert_motsar

Category:

Видишь там, на горе, возвышается крест...



       "В девятую пятницу по Пасхе бывает крестный ход из города на находящуюся за Нерчою прямо против города высокую гору, где служат молебен, после котораго или расходятся по домам или гуляют там до вечера. В десятую пятницу ходят таким же образом на противоположенную оной гору и наблюдается то же самое. На сих горах стоят два большиe деревянные креста, у коих служат обыкновенно молебны. Причины сих ходов неизвестны".(«Казанские известия»  1816 г.)

нерчинский завод 18 век
Нерчинский Завод в 18-м веке. Гора Крестовая. Если присмотреться, то можно увидеть возвышающийся на горе крест

 
   
крестовка
 Та же гора Крестовая в Нерчинском Заводе. На редчайшем дореволюционном снимке запечатлен пришедший из старорусских времен православный народный обряд поклонения Параскеве Пятнице.  Фото отсюда: ССЫЛКА.

       
       Подобности в моем небольшом авторском экскурсе в историю:



Тайна Девятой Пятницы

        Одной из отличительных особенностей забайкальцев, преимущественно в восточной части Забайкалья, являются православные народные традиции, во многом забытые, о которых современные православствующие горожане в массе своей, не имеют  никакого представления. Напротив, в селах, о традициях не только помнят, но и кое-где даже следуют им.
   Я уже писал о забайкальских деревянных календарях или народных святцах, теперь, хочу немного рассказать еще об одной, очень интересной и даже загадочной, на современный взгляд, традиции.
  Если, кто знаком с географией Забайкальского края, то, наверное, обращал внимание, на часто встречающиеся названия гор: Крестовая, Крестовка, Крестиха и т.п. Все эти горы находятся в районах первоначального расселения русских за Байкалом.
Нетрудно догадаться, что упомянутые горы получили свои имена от слова «крест», был такой давний обычай воздвигать на вершинах гор или по местному сопок, православные кресты. Подчеркиваю, что обычай не повсеместный в России, хотя бы потому, что горы есть не везде.
Вот одно из самых ранних упоминаний о крестах, возведенных на вершинах даурских гор. В 1689 году был заключен известный Нерчинский договор, тогда в составе китайского посольства в Забайкалье побывали два монаха-иезуита: Томас Перейра и Франсуа Жербийон, которые оставили после себя дневники описывающие поездку в Забайкалье.
Читаем у Томаса Перейры:
"Вдоль западного берега реки Нерчи тянутся высокие горы. Эти горы настолько господствуют над Нерчинском, что без укреплений на них город был бы беззащитным перед нашествием европейской державы. На одной из этих гор мы увидели два вертикальных ничем не украшенных деревянных бруса или балки. Мы спросили татар, для чего служили эти балки. Они ответили, что, когда москвитяне поклонялись своим богам, они отвешивали им земные поклоны. Я не поверил этому и лишь улыбнулся. Но немного позже мой сотоварищ, который рассмотрел их через подзорную трубу, сказал мне, что это были два красивых креста, перекладины которых невидимы, так как совпадают с линией горизонта. И мы поняли, что это место было их Голгофой и что высокий крест олицетворял Христа, а пониже — доброго разбойника".
    А это из очерка  "Взгляд на Даурию и в особенности на Нерчинские горные заводы в 1820 году", который был напечатан в  "Сибирском вестнике" издаваемым Григорием Спасским, за 1823 год .
   "При всем сходстве Россиян, живущих в Даурии, с тамошними инородцами, они отличаются набожностью и добрыми нравами. Нет нигде столь частых крестных хождений, как в Даурии, и вершины безпрерывных гор ея повсюду украшаются знамением Креста".
  Таким образом, оба упомянутых выше, источника, сообщают не только о возведении крестов, причем во множестве, но и косвенно упоминают о совершении непосредственно в связи с этими крестами, религиозных обрядов.
  Какие же это были обряды? Вот, что об этом сообщал в «Казанские известия» в 1816 году, учитель Нерчинского училища Голубцов.
  "В девятую пятницу по Пасхе бывает крестный ход из города на находящуюся за Нерчою прямо против города высокую гору, где служат молебен, после котораго или расходятся по домам или гуляют там до вечера. В десятую пятницу ходят таким же образом на противоположенную оной гору и наблюдается то же самое. На сих горах стоять два большиe деревянные креста, у коих служат обыкновенно молебны. Причины сих ходов неизвестны".
Несомненно, что учитель Голубцов, в религиозном плане, был человек образованный, но уже двести лет назад, для стороннего наблюдателя, религиозные обряды православных забайкальцев, были явлением непонятным.
     Обратили внимание, что обряды на горах с крестами совершались, в определенные дни, а именно в пятницы?
     А теперь снова экскурс в географию. Смотрим на картах названия гор. И видим, что на картах много гор с названием  "Девятая пятница", например у сел: Казаново, Чирон, Усть-Теленгуй, Джида, Аренда, Турга, Кондуй, Тайна, Маньково, Бырка, Батакан, изредка попадается «Десятая пятница» и даже по одному разу есть «Третья пятница», «Одинадцатая пятница» и «Двенадцатая пятница». Более того, из рассказов старожилов тех мест, можно узнать, что некоторые горы под названием «Крестовая» и т.п., о которых я говорил выше, в старину носили названия «Девятая» или иная «пятница».
    Так, что же это за «пятницы», ни местные жители, в том числе верующие, ни священники пояснить не могут, почему горы назвали «пятницами»?
Ответ, думаю надо искать в апокрифическом «Сказании о двенадцати пятницах» возникшего в раннем христианстве, и в особом почитании в народе святой мученицы Параскевы –Пятницы, покровительствующей в основном женщинам.
     Приведу здесь свою собственную запись со слов жительницы села Аренда Оловяннинского района (ударение на первый слог и нечего общего с арендой).
"Гора «Девятая пятница» находится рядом с селом Аренда. Как правило, в июле (конце июня) в девятую пятницу после Пасхи, жители села берут с собой небольшой камень, загадывают желание и относят его на гору, где этот камень оставляют, кто умеет, тот молится, обращаясь к Богу. Данный обряд выполняют и старые и молодые. Рассказывают такой случай: одна молодая женщина долго не могла забеременеть и родить ребенка,  после совершения описанного ритуала проблема решилась.
Еще один народный обряд, в том же селе, в августе, также в пятницу жители села относят плоды первого урожая на кладбище".
 
      В завершению скажу, что после того, как я заинтересовался "Девятой Пятницей" и при каждом удобном случае стал расспрашивать сельских жителей об этом необыкновенном явлении, то получил еще множество сведений о существовании народного обряда как в прошлом, так и в настоящем среди потомков русских первопоселенцев Забайкалья.
Tags: Забайкалье, Православное краеведение, Религия, Российская империя, Россия, Христианство, загадки и тайны
Subscribe

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments